ГРУППА КОМПАНИЙ МОЛОЧНАЯ АЗБУКА: +7 (812) 425-36-33 СПб; +7 (495) 120-88-63 Москва

Спреды захватили мир

Спреды ежегодно приносят производителям почти 16 млрд долларов. К этой группе относятся не только привычные нам маргарины или Rama для бутербродов, которую активно продвигали в 90-е. В категорию спредов по западному делению рынка входят и арахисовое масло, и джемы. В Европу привычка есть арахисовое и шоколадное масло на завтрак перекочевала из США, где эти продукты уже давно являются стандартом завтрака. Сейчас ЕС - крупнейший потребитель этого продукта: на него приходится почти 30% мирового рынка спредов, а США оказались только на втором месте. В Израиле многовековая традиция есть мацу на Песах переросла в традицию есть мацу с шоколадным маслом - продажи именно в этот период особенно высоки. Спред из орехов "Нутелла", по данным Euromonitor, занимает 15% рынка спредов в России. Milknews решил выяснить, как появились эти продукты и как развивается этот рынок.

Как все началось

Спреды всегда были заменой молочных продуктов для бедного населения. Именно с этой целью во Франции был изобретен маргарин. Это было связано с пожеланием императора Наполеона III сделать замену масла для бедняков. C задачей в 1869 году справился французский химик Ипполит Меже-Мурье, который изобрел способ отверждения жидких жиров и назвал полученный продукт «олеомаргарин».

С тех пор маргарин пользуется большим спросам именно как дешевая замена маслу, а старейшие бренды, типа Flora компании Unilever, существуют более ста лет. Кстати, Ипполит Меже-Мурье продал свое изобретение нидерландской компании Jurgens, которая легла в основу при создании Unilever. При этом сам химик, сделавший маргарин, умер в бедности и сам пожинал плоды популярности своего изобретения. Впрочем, народной любовью, к маргарину пришли и первые запреты.

Маргарин очень быстро стал теснить производителей масла благодаря своей доступности. Уже в 1886 году американские производители масла пролоббировали так называемый "Маргариновый акт" против производителей маргарина. По нему они должны были платить штрафы. Дело в том, что в маргарине власти увидели угрозу семейным фермам, американским принципам жизни и даже американским моральным устоям. К тому времени маргарин, успевший всего за 17 лет распространиться по миру, переплыть Атлантику и завоевать популярность среди американцев, производился почти на 40 заводах в США. Еще через несколько лет запрет сняли, но заставили производителей перестать красить маргарин в цвет масла. Последним этот запрет отменил молочный штат Висконсин только в 1967 году.

Зато после многочисленных запретов к маргарину и спредам вообще пришло золотое время. Из-за разрушительных последствией Второй мировой войны, мир на долгое время вступил в эпоху дефицита молока и шоколада. И вот тут-то правительства самых разных стран в мире впервые по-настоящему и оценили маргарин. Как раз в 1940-х годах весь западный мир стал потреблять больше сливочного масла, чем маргарина.

В том же году маргарин вообще запретили в Канаде под давлением испуганных производителей масла. Его разрешили только в 1948 году. При этом многие провинции не отменяли запрет до 1980 годов, а в Онтарио вообще было запрещено продавать маргарин цвета масла до 1995 года.

В то же самое время спреды решили проблему нехватки какао в мире путем замены шоколада на арахис или другие орехи. Самый популярный из таких спредов - Нутелла - была изобретена итальянской компанией Ferrero в 1946 году, когда образовался дефицит какао и его заменили фундуком и сахаром. Собственно, с Нутеллы и началась история одной из старейших кондитерских компаний в мире.

В 1960-х у Нутеллы появился современный бренд, и итальянцы ее стали продавать в другие страны.
 

Рост на безденежье

Сейчас рынок спредов достиг самых высоких показателей за всю историю существования и продолжает расти год от года даже во время финансовых кризисов. Весь рынок так называемых альтернатив молочных продуктов оценивается чуть более чем в 10 млрд долларов, согласно данным Grand View Research. Причем 60% этого рынка занимают напитки, в особенности соевого молоко и только 40% - сырные продукты и спреды. Однако именно спреды и сырные продукты растут быстрее в этом сегменте. К тому же к 2024 году рынок вырастет более чем в три раза - до 35 млрд долларов.

Мировой рынок маргарина в прошлом году оценивался в 2,25 млрд долларов, по данным MarketsandMarkets. Он продолжит рост несмотря на борьбу за здоровое питание и публикации о вреде трансжиров. К 2022 году он достигнет 2,66 млрд долларов. В основном он используется для хлебопечения и в кондитерских целях, в то время, как на хлеб намазывают в основном масло. Самый большой рынок маргарина находится в США - это 29% всего потребления в мире.

Арахисовое масло - лидер спредов во всем мире (напомним, в западной классификации это тоже спред). В США рынок спредов превышает 3 млрд долларов и стабильно растет даже во времена рецессии. В основном это джемы и сиропы. На втором месте после них - шоколадные спреды, рынок которых оценивается в 320 млн. Их потребление растет очень быстро и за последние 4 года подскочило на 27%. Вместе с арахисовым маслом, шоколадные спреды вытесняют желе и джемы.

В Великобритании популярнее всего арахисовое масло. Его рынок вырос на четверть за последние четыре годы. 7,7% потребителей перешли с джема на него за последние годы. Общий рынок спредов этой страны оценивается в 437 млн долларов.

Российский рынок спредов оценивается в 720 млн долларов. Примерно половина этого ранка приходится на ГК «ЭФКО», ООО «Бунге СНГ» и ГК «Юг Руси». По данным BusinesStat, в 2016 г продажи спреда в России составили 147,4 тыс т, при этом рост рынка с 2012 года составил 19%.

Как и во многих странах мира, лидирует в спредах в России не маргарины, а Нутелла, которая, по данным Euromonitor занимает 15% рынка спредов.

Возврат к корням

Этот бурный рост, вероятно, вскоре будет не таким заметным на фоне роста потребления масла и традиционных молочных продуктов. В Великобритании Unilever, один из крупнейших производителей спредов в стране, уже признал, что масло начинает теснить маргарины. В 2013 году компания впервые добавила настоящее масло в свой известный бренд маргарина Rama, и покупатели в Германии хорошо встретили это изменение.

Unilever считается лидерам в производстве маргарина. Долгое время компания верила в будущее маргарина и предпочитала его маслу. Еще в 2010 году президент компании в сегменте продуктов Антуан Жан Жак Арнаульд де Сент-Аффрик (Antoine Bernard de Saint-Affrique) сказал: "Некоторые люди говорят о хлебе с маслом, но мы здесь говорим "хлеб и маргарин". Уже в 2017 году Unilever хотела избавиться от бизнеса по производству маргарина за 7,4 млрд долларов.

Почти в то же время у маргарина начались проблемы и на главном рынке - в США. Сливочное масло вернуло себе первенство по потреблению в стране: в 2014 году впервые за последние 70 лет американцы стали потреблять больше масла, чем маргарина.

Впрочем, спреды никогда и не были настоящим конкурентом молочным продуктам - только в цене. Достаточно сказать, что второй по популярности спред в Великобритании называется "I Can't Believe It's Not Butter!" Он продается также в Канаде, Мексике, Германии и Чили. Этот бренд придумали в США в 1979 году как дешевую замену масла. Из-за роста популярности масла в 2017 году его переименовали в Великобритании на "I Can't Believe It's So Good... For Everything!".

В последние годы рынок масла растет на 3,1% ежегодно. Согласно оценкам USDA, потребление масла в США сейчас находится на самом высоком уровне за последние 40 лет. Только за последние 10 лет его потребление выросло на 25%. Сейчас масла продается в два раза больше, чем маргарина.